Читайте также
Столкновение западноевропейской и российско-советской культур
Большая алия 90-х годов из стран бывшего СССР явилась огромным подарком судьбы как для Израиля, так и для многих советских евреев. Лучшие представители советского еврейства в тяжелейших условиях долгие годы боролись за возможность репатриироваться в Израиль, жертвовали здоровьем и даже жизнью.
Трудно переоценить положительное значение алии из СССР-СНГ для израильской экономики и обороноспособности страны. Эта алия сыграла также важное значение для улучшения демографической структуры израильского общества.
В Израиль приехали десятки тысяч высокообразованных, трудолюбивых и талантливых новых граждан, патриотов своей исторической родины.
Без больших финансовых затрат и усилий еврейское государство получила специалистов высокого уровня в разных областях: ученых, врачей, инженеров, программистов, учителей, музыкантов, художников, литераторов.
Но, с другой стороны, как отмечают многие ивритоязычные специалисты, ненавидя советскую систему и ругая СССР, израильский русскоязычный сектор является носителем российско-советской психологии и тоталитарного мышления.
Подавляющее большинство русскоязычных израильтян голосуют за правые партии, являются сторонниками бескомпромиссной, жесткой политической линии в арабо-израильском конфликте, противятся территориальным уступкам в обмен на мир и поддерживают политику расширения поселений.
Депутат Кнессета Шломо Коэн заявил недавно, что возглавляемые русскоязычными политиками "новые правые", фокусируют общественное внимание на запрете отмечать Накбу, попытках лишить "левые организации" госдотаций, на законе о гражданстве, ограничении деятельности правозащитных организаций и т.п.
Известный израильский политолог профессор Шломо Авинери характеризует русскоговорящих депутатов Кнессета как выразителей тоталитаризма, национализма и расизма. А израильский историк Дмитрий Шумский пишет, что для репатриантов из бывшего Союза характерны ненависть к либеральным ценностям, отсутствие толерантности и расизм.
В русскоязычных израильских СМИ подобные высказывания объявили как атаку на русский сектор со стороны старой израильской элиты. На сайте IZRUS появилась статья Игоря Гантмана "Сталин как живой: месяц махровой антирусской агитации", в которой автор называет "резкие выпады" в адрес представителей русскоговорящей общины в конце декабря 2011 г. и в январе 2012 г. беспрецедентным показателем антирусских настроений в среде израильской элиты.
Обычно русскоязычные политики и журналисты пытаются отрицать тот факт, что характерные черты и особенности психологии большинства представителей русской израильской общины являются следствием их советского прошлого и российской ментальности. С этой горькой правдой русскоязычным израильтянам трудно смириться.
"Русский менталитет" репатриантов из стран бывшего СССР не изменился от переезда в Израиль. В этом смысле израильская русскоязычная община, безусловно, является частью российского мира и русской культуры, со всеми положительными и отрицательными ее свойствами и элементами. Например, как и в России, русских в Израиле, прежде всего, интересует сильное государство и безопасность страны, поэтому они голосуют за сильного лидера, и даже некоторые мечтают о таком премьер-министре Израиля, как Путин.
Среди русскоязычных граждан самый высокий процент сторонников перехода к президентской форме правления и сильной личности во главе израильского государства.
Многие из них питают ненависть ко всем, не разделяющим их убеждения, абсолютно уверенны в своей правоте и придерживаются привезенных принципов: сильная власть, мощная армия, расширение территории, вселение страха в соседей, ни пяди родной земли врагу.
При голосовании за те или иные политические партии экономика и экономические проблемы для большинства репатриантов из стран бывшего СССР имеют второстепенное значение.
Определяющим является этнический фактор и сильный характер. Поэтому большинство русских израильтян голосуют за Либермана, считая его сильным лидером. Также как и большинство россиян, русские израильтяне предпочитают решать конфликты силой и возлагают основную надежду на силу.
Русскоязычные израильтяне часто не голосуют в соответствии со своими интересами, а иногда и не понимают свои настоящие интересы.
В отличие от алии 70-х годов, подавляющее большинство алии 90-х репатриировалось в Израиль совсем не по идейным мотивам. Это светские люди, которые в своем большинстве просто стремились к лучшей жизни и до горбачевской Перестройки ни об Израиле, ни о еврейском народе почти никогда и не задумывались. Почему же умные и образованные люди поддерживают политику, противоречащую их жизненным интересам?
Людей религиозных, убежденных в том, что вся эта земля дана евреям Богом, еще можно понять. Но почему многие представители светской русскоязычной общины стали наиболее ярыми защитниками интересов поселенческого движения и религиозного сектора?
Известный российский юрист и публицист Владимир Пастухов в статье "Катастрофа и русский характер" отмечает следующие основные особенности российского характера и российской психологии: "Русские - фаталисты вдвойне, когда речь заходит об общественной и политической жизни. Они асоциальны, потому что им априори чужда мысль о том, что они могут на что-то влиять в собственной стране. Именно поэтому им глубоко безразлична политика, участие в которой они принимают спорадически и бестолково. Русский человек не видит обратной связи с окружающим его социальным миром, ему не интересны партии, выборы, политическая борьба. Он знает заранее, что его обманут, и привык принимать этот обман как должное. … Мы ничего не можем сделать, от нас все равно ничего не зависит, за нас все равно посчитают, будет только хуже, новые не лучше прежних – вот что доносится со всех концов России."
Но ведь и со всех концов "русского Израиля" мы слышим то же самое. Все отмеченные Пастуховым черты в полной мере можно отнести и к русскоязычным израильтянам.
Далее Владимир Пастухов пишет: "Русский фатализм – это тот самый стержень, на который гроздьями нанизаны все остальные элементы русской ментальности. Он порождает и цементирует те черты русского характера, которые "китайской стеной" отделяют Россию от либеральной Европы – эгоизм, безответственность, недоверие ко всем и даже к самим себе. … Фатализм делает русских заложниками перманентного кризиса доверия. Их "некооперабельность" заставляет видеть в окружающих исключительно врагов. Русские полагают, что справедливость существует только в сказках, что если ты не обманешь первым, то тут же станешь жертвой обмана, если не оттолкнешь локтем ближнего, то будешь затерт толпой ".
Еще раз напоминаю, все это Пастухов пишет о России и о россиянах. Но эти же черты характеризуют и русскоязычных израильтян.
Социальная апатия, недоверие ко всем, прежде всего, к политикам и политическим партиям, неверие в то, что что-то может быть изменено к лучшему в результате целенаправленных совместных усилий простых граждан - именно эти качества отличают русскоязычных израильтян от ивритоязычных. Этим объясняется и такой низкий процент участия русскоязычных израильтян в массовых акциях протеста осенью 2011 года, несмотря на тот известный факт, что требования "за социальную справедливость" и "улучшение условий жизни" во многом отвечали интересам именно русского сектора.
Являясь одной из наиболее экономически слабых частей израильского общества, страдающей не менее других от дороговизны жилья, отсутствия субсидированных детских садов, засилья посреднических фирм-кабланов и других перекосов израильской экономики, русские почти не участвовали в общеизраильском протесте.
"Нет смысла участвовать в акциях протеста, все равно это ничего не изменит и ни к чему хорошему эти протесты и митинги не приведут", - таков был ответ русскоязычного большинства.
Живя в СССР, большинство представителей нынешней израильской русскоязычной интеллигенции были, особенно в период Перестройки, солидарны с прогрессивной Европой, являлись приверженцами либеральных ценностей и выступали против тоталитаризма, национализма, расизма и притеснения национальных меньшинств.
Обращая свой взгляд к России, эти люди и сейчас остаются сторонниками либерально-демократического лагеря, симпатизируют прозападной партии Григория Явлинского "Яблоко", осуждают авторитарный путинский режим. Но во всем что касается израильской внутренней и внешней политики, они стали совершенно другими. Как и подавляющее большинство русскоговорящих израильтян, русскоязычная израильская интеллигенция, в отличие от ивритоязычной, исповедует крайне правые политические взгляды, с ненавистью говорит об израильских левых и национальных меньшинствах, с презрением отзывается об европейских либералах и европейских ценностях, поддерживает ограничение деятельности правозащитных организаций.
Многие русскоязычные израильские интеллигенты убеждены, что только жесткая силовая позиция и отказ от европейских ценностей может обеспечить выживание Израиля. "На Ближнем Востоке понимают только силу, на Ближнем Востоке демократия и западноевропейские принципы не работают ", - объясняют они тем, кто родился и всю жизнь прожил на Ближнем Востоке, не понимая, что ивритоязычная израильская интеллигенция, является частью Запада, и для нее европейские ценности не могут быть разменной монетой, в зависимости от той или иной ситуации.
Ивритоязычной интеллигенции чуждо, например, поведение такого типа - когда мы слабое меньшинство, будем обращаться за помощью к правозащитным организациям, а когда мы сильное большинство, тогда деятельность правозащитных организаций можно ограничить или вообще запретить.
От русскоязычных интеллигентов можно услышать, например, подобные утверждения: "Если для спасения одного израильского ребенка надо разбомбить квартал в Газе – это нужно сделать". А один мой бывший сотрудник, репатриант из центральной России, имеющий высшее образование, интеллигентный и очень вежливый человек, говорил мне, что единственное средство успокоить палестинцев – "убивать каждый день по тысяче жителей Газы и территорий, вот тогда они будут сидеть тихо и мирно". Это говорил не преступник и не какой-нибудь закоренелый убийца, а, казалось бы, психически нормальный человек, хороший работник и сильный программист. Он говорил это часто и так серьезно, что у меня сложилось впечатление, если бы этот человек принимал решения на самом высоком уровне, он, не задумываясь, дал бы команду на выполнение своих страшных идей.
Выражение "Хороший араб – мертвый араб" можно услышать от русскоговорящих израильтян довольно часто, хотя на самом деле большинство репатриантов из стран бывшего СССР никогда не имели никаких контактов ни с палестинцами, ни с другими арабами и плохо знают историю арабских стран. Но с первых же месяцев проживания в Израиле они твердят, что мира с палестинцами и с арабскими странами в обозримом будущем не будет и нечего тратить время на пустые разговоры о мире.
А многие израильтяне, родившиеся и всю жизнь прожившие в Израиле, и которые "жили бок о бок" с арабами долгие годы, не так пессимистичны и не так категоричны, как русские репатрианты, и они считают, что нужно прилагать все усилия для мирного решения израильско-палестинского конфликта.
Чем же это можно объяснить, если не различной ментальностью русскоговорящих и ивритоговорящих израильтян?
Откуда у русскоязычной израильской интеллигенции вдруг появилась такая ненависть к либерализму, ведь либеральные идеи, такие как свобода личности, гражданское общество, рыночные отношения, минимальное вмешательство государства в управление экономикой, казалось бы, ей близки?
Их ненависть к коммунизму и социализму можно понять, но на чем основана ненависть к либерализму и либералам?
Почему-то Россия, поддерживающая всех израильских врагов и постоянно выступающая в ООН с осуждением Израиля, не вызывает у этих ультрапатриотов такой ненависти, как либеральный Запад.
Я думаю, что настоящая причина этому только одна – это не столько ненависть к либеральным идеям, а больше просто ненависть к другой культуре, неприятие современной западноевропейской культуры вообще. Будучи не в силах правильно объяснить и понять поведение ивритоязычной интеллигенции, русскоязычные израильтяне, уверенные в своей правоте и своем превосходстве (они ведь такие сильные в математике и физике, да и в области балета "впереди планеты всей"), обучают европейцев и европеизированную израильскую интеллигенцию, высокомерно смеются над их "наивностью", "слабостью" и "глупостью".
Однако, время расставит всех на свои места.
Несколько упрощая, израильскую ситуацию можно представить следующим образом. Ивритоговорящая интеллигенция придерживается принципа – для нас, прежде всего, важны демократия и европейские либеральные ценности. Часть из них даже, наверное, может сказать, что им вообще не нужно еврейское государство без демократии и либеральных ценностей. А русскоговорящая интеллигенция придерживается другого принципа - для нас не так важно, каким будет государство, главное чтобы это было сильное еврейское государство. Лозунг "Сильная Россия любой ценной" вызывает у русскоязычной израильской интеллигенции неприязнь и осуждение, а лозунг "Сильный Израиль любой ценной" вызывает симпатию и поддержку. У ивритоязычной же интеллигенции оба этих лозунга вызовут одинаковую неприязнь потому, что для нее либеральные ценности, такие как свобода, демократия, права человека и национальных меньшинств - это не модные понятия, а важнейшие жизненные принципы и установки.
Речь не идет о том, какая интеллигенция образованнее и умнее. Нет, здесь рассматривается вопрос в плоскости ценностей и ценностных приоритетов, т.е. речь идет о цивилизационно-культурных различиях.
Многие русскоговорящие израильтяне обвиняют ивритоговорящую интеллигенцию в предательстве израильских интересов, в том, что левая либеральная интеллигенция куплена американцами и европейцами. Вот почему в русскоязычных интернете и печатных СМИ ивритоязычных интеллектуалов - профессоров, писателей, журналистов и политиков левых взглядов часто называют не иначе как "левой сволочью". Политических оппонентов русскоязычные израильтяне по советской привычке считают "пятой колонной" и "внутренними врагами". Парадоксальным образом именно те русскоязычные израильтяне, которые исповедуют ультрапатриотические взгляды и ратуют за жесткий, бескомпромиссный политический курс, часто являются выразителями совсем не еврейского, а российского национального характера. Еврейской психологии больше присущи прагматизм, гибкость, стремление к компромиссу и диалогу.
Бескомпромиссность, жесткость и желание решать спорные вопросы только силой не очень свойственны еврейскому характеру. По сути, в современном Израиле наметилось серьезное противостояние двух различных культур: российско-советской и западноевропейской. Носителями последней являются старая элита (прежде всего, судебная, академическая, литературная, журналистская) и большинство ивритоязычной интеллигенции.
На "одном поле" маленькой страны противостоят две большие группы населения с разными культурно-психологическими кодами. Русскоязычные израильтяне ошибочно относят себя к западноевропейской цивилизации, но это совсем не так. Израильский русскоязычный сектор, как уже отмечалось выше, является частью российского мира и обладает всеми его характерными "родимыми пятнами". Россия же – это не Европа. Россия, как утверждают многие западные и российские серьезные ученые - это другая, самостоятельная цивилизация, которая сильно отличается от западноевропейской.
Израильское же государство и израильское общество, несмотря на свою специфику, - все-таки часть Запада.
Русскоязычным израильтянам трудно принять тот факт, что их разногласия и конфликт с ивритоязычной интеллигенцией объясняется, прежде всего, именно тем, что западноевропейское общество, а с ним и европеизированная ивритоязычная израильская интеллигенция, принадлежат другой культуре и находятся на более высокой ступени нравственного и общественного развития. Российская же цивилизация-культура отстает в своем общественном, политическом и нравственном развитии. Русскоязычный израильский сектор вполне можно было бы назвать малой Россией внутри Израиля. В последние годы, с одной стороны, обострилось противостояние этой малой России и большого Израиля, усилилась борьба элит, а с другой стороны, малая Россия уже стала неотъемлемой частью страны и начинает формировать новое, другое лицо Израиля.
Владимир Пастухов заканчивает свою статью следующим выводом: "Чтобы сдвинуть с мертвой точки русскую историю, нужно менять национальный характер." Аналогично этому выводу Пастухова можно сделать следующий вывод применительно к израильскому обществу - чтобы израильская история продолжала развиваться в прогрессивном направлении, нужно уменьшить влияние русского национального характера на израильское общество. Для этого русскоязычные израильтяне должны стараться выйти из русского гетто, повернуться лицом к израильской культуре, меньше учить других, а больше самим учиться, перенимать лучшее у других и менять себя так, чтобы максимально уменьшить и ослабить эту "китайскую стену", отделяющую русскоязычный сектор от либерального Израиля и либеральной Европы.